9/9

 

Кику Мацуда

Вот уже много веков Япония славится традициями изготовления холодного оружия. Знаменитых мечей и ножей. Время проходит, а традиции лишь крепнут. И иногда рождают абсолютно неповторимые шедевры.

Мы рады представить вам одного из наиболее значимых и популярных мастеров японского ножа Кику Мацуда.Работы мастера внешне непохожи на традиционные японские ножи, как не похожи ни на что другое, существующее в современном ножевом мире.Познакомившись с парой произведений мастера, вы безошибочно сможете узнавать его руку в любой модели.

Хищные и замысловатые, с травлением на боковинах клинка, секрет которого мастер держит в тайне. Ножи Кику Мацуда наталкивают на мысль о стиле милитари и одновременно о первобытном природном начале, из которого знаменитый создатель ножей черпает вдохновение.

Удивительные рукояти, сперва напоминающие части от грубо обработанного кремниевого ножа, выполнены вручную из шероховатой микарты и буквально липнут к руке. Стоит только взять клинок мастера в руку и его больше не захочется отпускать никогда.

Кику Мацуда происходит из древнего рода самураев. Его предки принимали участие в крупных и кровопролитных сражениях. Таких, как битва у деревни Сэкигахара.И также издревле, в семье мастера возникла традиция создания клинкового оружия. Сегодня Кику Мацуда, это профессиональный создатель, шлифовщик и заточник ножей в пятом поколении.

Кику сан  - "Меня зовут Мацуда Кику. Я родился в Секе. Мой отец когда-то занимался тем, что точил японские мечи, а затем стал затачивать ножи. В мастерской было очень много работы.  Отец не успевал обслужить все заказы и с малых лет я стал ему помогать. Со временем, я втянулся в процесс.  Мне стало интересно. И захотелось самому сделать нож. Такой, которого до сих пор никто не делал.

Мне хотелось, чтобы это было что-то новое, необычное. Вот таким образом я стал заниматься ножами. Первый нож я сделал в пятнадцать лет. Это был самый обычный нож. В стиле Боба Лавлесса. Ничем особо не примечательный. С зеркальной полировкой. Никаких особенностей у него не было, но я храню его до сих пор, как память».

Сейчас, господину Кику Мацуда уже 59 лет. И он является одним из наиболее уважаемых и известных в мировом ножевом сообществе мастеров.

Кику сан  - «Я думаю, что в мире мое имя стало известно после того как я стал заниматься клинками фирмы WILLIAM HENRY Studio. Я тогда уже был довольно известен в Японии. И как-то раз попал на выставку, на которой они выставлялись. Я посмотрел их ножи и увидел, что лезвия там никуда не годятся. И понял, что если бы я занялся их клинками, то все было бы намного лучше. Мы постепенно стали вместе работать и клинки WILLIAM HENRY стали известны. И мое имя, благодаря им, тоже».

Сейчас лезвиями для WILLIAM HENRY занимается сын Кику-сана.

Масаюки - "Меня зовут Масаюки. Я помогаю своему отцу.  

Приступаем к шлифовке ножа WILLIAM HENRY. Мы отшлифовали вот эту деталь, появилось это закругление".

Сегодня, помимо собственного производства Кику сан также сотрудничает с несколькими именитыми компаниями. Помимо фирмы WILLIAM HENRY, это такие знаковые предприятия ножевого бизнеса, такие как SOG и PRO-TECH.

Есихиро Ямасита. Директор компании Yamashita Hamono Co – «Впервые мы познакомились с Кику саном, когда запланировали производство нового ножа. Вот этого складного ножа, который я сейчас держу в руках. Тогда мы стали думать, кого же мы попросим отшлифовать и заточить клинок этого ножа. И нам сказали, что есть такой мастер Кику сан. И мы обратились к нему. И ни разу не пожалели. Потому что этот нож, дизайн которого был придуман в Америке, американским производителем, после того, как им стал заниматься Кику сан, получился даже лучше, чем задумывался изначально».

Среди произведений, которые изготавливает Кику Мацуда, преимущественно, можно найти охотничий и туристический инструмент.

Однако, мастер так же знаменит работами в сфере тактических ножей. Кику сан участвовал в разработке ножа, стоящего на вооружении южнокорейского спецназа, а также создал нож для отрядов полиции специального назначения Японии.

Кику сан – «В Японии преступлений все больше и больше. Часто бывает так, что преступник засел где-то и к нему нужно вламываться. Ножом необходимо взломать что-то. Вот именно для этих целей меня попросили сделать работу. Я учел все идеи, запросы полицейских и сделал такой нож. Проект получился удачным. Поэтому, в последнее время я делаю некоторые модели ножей и для американских полицейских».

Ножи Кику сана действительно неповторимы. Как по внешнему виду, так часто и по используемым в ножах материалам. Мастер, одним из первых стал использовать в ножевой промышленности марку стали ОЮ 31. Именно с его подачи этот материал стал известен широкому кругу потребителей.

Кику сан – «В своих ножах я использую разные стали, но моя любимая, это ОЮ 31. Раньше я часто использовал АТС 34. Но у нее есть одна большая проблема – неравномерное распределение углерода. Встречаются очень мелкие и очень крупные вкрапления. Поэтому при обработке, когда мы получаем лезвия, там где эти вкрапления крупнее, очень легко может получиться скол. В этом отношении сталь ОЮ 31 другая. В ней углерод распределен очень равномерно.  А для того, чтобы связать его, в материале содержится много кобальта".

После заточки эта сталь очень хорошо режет и долго держит заточку. Сейчас мастер формирует линзовидные спуски.

Этот аппарат называется якугурума, аппарат для горизонтальной заточки.  Такой способ заточки получил свое название от расположения камня относительно мастера.  Камень расположен плоской стороной по отношению к мастеру. Такой станок существовал с древности. И сейчас очень мало мастеров, которые могут на нем работать. Сложность работы на этом аппарате заключается в том, что мастер не видит, какая часть поверхности касается камня, подвергается обработке. Можно ориентироваться только по звуку, по ощущениям и по вылетающим искрам.

Но красивую линию перехода между линзовидным и обратно линзовидными спусками, можно сделать только на этом аппарате, а не на ленточном. Потому что лента вибрирует.  И ровную красивую линию сделать невозможно.

Нож - это прежде всего инструмент, предназначенный для реза. Что касается заточки ножей, Кику сан считает, что это наиболее важная часть любого клинка. Именно на режущую способность следует обращать внимание при выборе клинка. Заточка лезвия, это финальная стадия доведения ножа до его товарного вида.

Кику сан –«Сейчас я покажу вам, как режет лезвие с линзовидной заточкой. Вот таким вот образом. Это лезвие очень крепкое, но при этом, его нельзя бить о камни, об асфальт.

Этот нож очень хорошо режет. Но я не рекомендую им рубить гвозди, ронять на камень, метать в дерево. Так как это может повредить лезвие. Больше всего мне нравится делать ножи с лезвиями, где два вида спусков соединено. Линзовидная и обратно линзовидная заточки. Сочетая эти два вида спусков, можно добиться очень интересных свойств.

15.28 фото

Кику сан – «Этот нож имеет две разновидности спусков, соединенных между собой. Обратно линзовидный спуск и линзовидный спуск. Сначала я делаю обратно линзовидный спуск».

Сейчас вы видите, как Кику сан взял деревянный лоток, на который он ставит локти. И таким образом координирует движение всего тела.  В Японии это считается признаком мастерства.  Сейчас выравнивается камень и удаляются остатки металла. Наклеивается новая бумага, чтобы продолжить заточку лезвия. Бумага выравнивается, наносится абразив, чтобы заполнить стыки бумаги. Чтобы стыки не повреждали лезвие.

Кику сан – «Сейчас я поменял точильный камень на бумагу. Потому что одним точильным камнем невозможно добиться красивой линии. Поэтому финальная доводка делается наждачной бумагой. Я сделал обратно линзовидные спуски и теперь перехожу к формированию линзовидных спусков и соединению с обратно линзовидными». Здесь снова используется бумага, наклеенная на твердую основу. Потому что лента вибрирует и не дает возможности сделать красивую и точную линию.

Кику сан – «Я сделал линзовидный спуск и теперь буду обрабатывать обух. Здесь будут прямые  спуски.

Мы сделали обух и таким образом закончили процесс формирования спусков. И теперь нож можно отправлять на закалку». Рукояти ножей Кику сана также являются очень выразительной и важной деталью его произведений.

Кику сан – «Это готовая рукоять, а это вырезанная из плиты заготовка. Приступаем к изготовлению».

Практичная и прочная Micarta стала основой производства рукоятей к ножам Кику Мацуда. Мастер объяснил это так – «Когда мы используем природные материалы, то главная задача мастера показать красоту природного материала. Выдать всю его прелесть по максимуму. В моем случае, мы имеем плиту, из которой я могу создать ту форму, которая мне нравится. И никто не упрекнет меня в том, что я не показал красоту природного материала.

Кику сан – «Мы вырезали рукоять. На данном этапе, вся красота материала Micarta еще не полностью выявлена. Сейчас мы обработаем ее песком, и это придаст ей больший лоск.

Токахаси – «Я ученик Кику сана. Сейчас рукоять, которую Кику сан вырезал на станке, мы обработаем песком для того, чтобы ясно стал виден рисунок этого материала конверсированной  Micarta.

Здесь вы видите то, что было до и после обработки». 

Ножны чаще всего мастер изготавливает из прочного и практичного кайдекса. Если ножны делать из кожи, то например, на охоте, она может намокнуть. Мокрая кожа очень нежная, а с кайдексом никакого волнения, никаких  переживаний по поводу того, что он может повредиться, испортиться деформироваться.

Кику сан является заядлым туристом и рыбаком. Среди его друзей множество охотников. Все они время от времени участвуют в тестировании новых ножей Кикусана. И постоянно сообщают ему свои отзывы и замечания. Сам Кику Мацуда признается, что на природу, в поход или на рыбалку всегда старается брать новую модель ножа, чтобы понять все его преимущества или недостатки. И учесть все это для совершенствования дальнейшего производства.

Кику сан – «Есть очень много целей, к которым я стремлюсь. Много чего еще хочу попробовать. Это не просто.  Но я буду стараться за то время, которое у меня осталось, сделать как можно больше нового. Того, чего не было раньше. Неизведанного».