1 августа 2016
Лахта, мастерская
КовкаПРО: Начните с начала. Как все начиналось? Почему сын художника вдруг пришел к металлу?
Василий: Сын художника был отправлен играть на скрипке. И 4 года отфигачил с канифолью по деревянному предмету и сказал "баста", сдал экзамены в городскую художку и довел до папиного сведения, что я больше не скрипач. Эта скрипичная история была вроде как престижна, потому как друзья отца - это знаменитые джазисты. Я рос здесь, в мастерской отца, мой крестный - краснодеревщик. И мне по жизни эта ремесленная стезя была интересна. И так сложилось, что я провалил экзамены в Серовку, но у меня была хорошая подготовка городской художки, что на Грибоедова. И меня взяли в реставрационное училище без экзаменов. Там было 3 курса краснодеревщиков и 1 курс металла. Поскольку я везде опоздал, то места деревяшников были заняты, а на металле были. Так я попал на металл.
КовкаПРО: И не жалели?
Василий: Предпосылки были какие: я заядлый рыбак. Все эти блесны, крючки... Думал ковать сам. Самое интересное, что после поступления в Муху, я был на рыбалке раз 10. За эти 23 года.
КовкаПРО: Как начиналась мастерская?
Василий: Я 14 лет отработал в 300 метрах, на большом заводе. Теперь переехал в 90, здесь мы 2 года. И мне места мало. Пришлось второй этаж делать. Вот контейнер купил - кладовочку.
КовкаПРО: Какой был Ваш первый инструмент? Наковальня?
Василий: Нет. Я ковал на куске чугунного кирпича. Разогревал все это в котле. Ну а потом, конечно, где-то взял наковальню. Узенькая, пошарпанная. Её уже нет. Горны мы сами делаем. Сбоку прицеплен зеленый вентилятор BlackSmith. Он вполне себе рабочий. Молота не было, все руками. Сейчас молоток есть, пневматический. Вот молотки от Антона, что у вас продаются. Отличные молотки! Работаем в полный рост. Вот его клещи. Нормальные по весу, абсолютно профессиональные, очень удобные. Легкими клещами ты не чувствуешь металл. Не передается кинетика от руки к прижиму. За счет пружинистости ручек в легком инструменте я могу не понять, смогу ли я удержать металл под пневмомолотом, не ощущая обратной связи.
КовкаПРО: Есть ли что-то, что Вы сами сковали из инструментов? Я так понимаю, что вот эти, подбойковые, - все сами?
Василий: Ну практически да. Кое-что досталось от заводской промышленной кузницы. Но все это переделано не однажды. У каждого мастера есть свой почерк. Ну, скажем, мастер использует больше полукруглых или каких-либо еще деталей. Но я считаю, что мастер, который не может добиться своей цели одним молотком, - не мастер. Ему не нужно много инструментов. Какой смысл в этих штампах? Если человек ощущает в себе рост, то, сделав штамп, он делает зарубку во времени. Он сделал цветочек, пошел дальше. И с высоты пройденного пути этот штамп уже тьфу! У меня их полно, но я их переделываю на другую работу. Инструмент - это всего лишь продолжение рук. Эти штампы - это такая пыль мастерства.
КовкаПРО: А какой Ваш почерк?
Василий: Если убрать все подцензурное, то останется молчание. Потому что я скорпион, я вредный. Я нахожу новую цель: достиг - неинтересно.
КовкаПРО: Это вредность?
Василий: Сложность характера
КовкаПРО: Как Вы определяете степень закалки инструмента?
Василий: Надо в краешек зубилкой стукнуть, и увидим, что крепче. Как вариант. Есть еще способ "на напильник": цепляет или не цепляет; на поверхности тверже он следов не оставляют. А это стуловые, или скуловые тиски (как одна из самых сильных мышц лица). Они выдерживают наши удары за счет того, что имеют в конструкции опорную осевую деталь и принимают осевой удар на себя. Любые другие имеют горизонтальную ось и тем самым работают на слом. Так разбалтывается механизм, они не предназначены для ударных работ.
КовкаПРО: А это что такое?
Василий: Это болты для корабля "Полтава". Идет полное воссоздание корабля, который спроектировал сам Петр. 40 тонн болтов куют кузнецы по всей стране.
КовкаПРО: Вижу ленточно-пильный станок. У нас такие представлены.
Василий: Это JET. Работает исправно, нареканий нет.
КовкаПРО: А это электрический трубогиб BlackSmith?
Василий: Я про него ничего хорошего сказать не могу. Стоил 5000 долларов более 3 лет назад. Мы гнули на торец профиль. Он согнул, но сильно потрепался. Все сделано из неподходящих материалов. Мы его доработали: заменили прижимной винт, сами выточили. В то время был в продаже немецкий трубогиб, дороже на 500 долларов. Так там эти ролики и направляющие были аж мыльненькие. Такие гладкие и чудесные. Вот пожалел денег - теперь жалею. Вот единственное, что я на нем сделал, - это эти перила.
КовкаПРО: Так, а почему не заявили в компанию?
Василий: Нервов пожалел.
КовкаПРО: Это зря. Давайте напишем претензию. Компания серьезно относится к таким вещам. Думаю, Вам будет некое возмещение. (По окончании интервью мы связались с производителем, который был неподдельно удивлен. Основываясь на фото, они предположили, что данная модель могла быть из той самой партии, которую компания возвращала за большое количество брака. И это независимо от того, что 3-х-летняя гарантия кончилась. Будем следить за этой ситуацией)
Василий: Сварочные аппараты. Merkle. Полуавтомат. Вот этот рабочий, а вот тот - стоит на полке. Я купил его аналог Aurora и очень доволен. Оба Merkle - мега-автоматы. Но один из них - с мозгами. Русскому человеку давать технику с мозгами нельзя. Эта собака в одно касание замеряет сопротивление, сама выбирает режим и дальше выставляет программу. Невозможно работать с такой техникой. Я должен управлять сварочным швом, а не этот гад должен управлять мной. В итоге этот монстр за 1870 евро упрятан в угол и наказан. "Аврору" рекомендую! Хорошее оборудование: маски, сварочники, генераторы, плазма, компрессоры. Она удовлетворяет всем требованиям. Несмотря на то, что Китай. "Сварог" у меня аргонник.
КовкаПРО: Какой любимый инструмент? Есть такой?
Василий: Ну, наверное, болгарка. Это самый универсальный инструмент. Очень интересный инструмент - ленточный электронапильник. Это чудо. Везде можно подлезть. А это ленточно-шлифовальная машинка Grit от Fein. Чудный аппарат!
КовкаПРО: А как этот лев делался? И что это?
Василий: Это дверца очага. В глазах и в пасти - пламя. Это из кусочков сваривается, как "Рабочий и колхозница".
КовкаПРО: Я вижу у Вас в чулане розочку. Пытаюсь понять, что такое розочка для кузнеца? Эталон мастерства, стартовый экзамен или что?
Василий: Это моветон. Эта работа квалификации даже не ПТУ, а школы. Это унижение для мастера некоторым образом.
КовкаПРО: Работа с заказчиком сколько времени занимает?
Василий: Это основной процесс вообще. Никакой менеджер с ней не справится. Только сам. Заказчик - это тот человек, который транслирует моду. Но если модную, но плохую музыку, мы можем не слушать или выключить, фасад с балконом мы выключить не можем. И поэтому я их воспитываю. Еще 5 или 10 лет назад меня заказчик мог прессовать. А сейчас я просто отказываюсь делать то, что противоречит моим нормам вкуса и всего прочего. Надо, потратив уйму времени, выйти за эту загазованность, докарабкаться до какого-то кислорода. Это тот самый уровень самодостаточности мастера, когда он не позволит себе упасть и сделать на том уровне работу свою. Большая часть проектов, которых потом никому не показать (стыдно), идет от безденежья. Обычно задача стоит так: "чтобы лох цепенел". Я себе могу позволить этого не делать. И воспитываю заказчика. И когда он по какой-то причине начинает рекомендовать тебя своим друзьям, - это хорошо. Заказчики тоже начинают расти. Я стараюсь находить аргументы из истории искусства или еще какие. И они это ценят.
КовкаПРО: Нужно ли упрощать работу путем совмещения технологий?
Василий: Это нужно. Это тот самый язык, который позволяет добиться компромисса с заказчиком. Никто сейчас лобзиком вырезать не будет - есть лазеры. Литье никто делать из монолита не будет - есть свои секреты. Также и сварка - она вообще добилась ошеломляющих успехов.
КовкаПРО: Уже есть и лазерная сварка
Василий: Ну вот, даже лазерная есть. Смысл находиться в каменном веке?
КовкаПРО: Вот как раз вопрос про будущее. Есть ли шанс упростить Вашу технологию? И что ждет ее в будущем?
Василий: Это, скорее, не упростить и не удешевить. Это, скорее всего, - выбрать рациональный путь. Мы должны зайти на вершину, опираясь на новейшие технологии. Этот рациональный путь позволяет внутри проекта скорректировать и логистику, и себестоимость. Но ничуть не цену. Основная стоимость - это стоимость Мастера. То, как он быстро умеет на этих лыжах дойти до финиша, - это годы его тренировок. Это самое ценное. Время уже не производят. Оно ушло, и его негде взять. Те самые ошибки, мозоли, переживания, успехи, падения, шишки. Опыт включает это все.
КовкаПРО: Если бы у Фельтена был гидроабразив, я думаю, эффект был бы тот же
Василий: Думаю, да. А поскольку у него их было 300 "гидроабразивщиков"...
КовкаПРО: Получается, что современные технологии позволяют быстрее добиваться результата и меньшими силами?
Василий: Если раньше это делали 300 человек, а это значит, всем надо выдать зарплату и так далее... Сейчас мы совмещаем, универсиализируем само производство. Достаточно одного человека, чтобы сделать многое. Сама цена становится более рациональной. Доля мастерства, имени Мастера - останутся всегда.
КовкаПРО: Но Вы не стремитесь все эти смежные технологии использовать в своей кузнице? То есть литье Вы здесь затевать не планируете?
Василий: Нет. Литье - это сложный технологический процесс, который требует: а) своего опыта и пройденного пути б) своего совершенно иного инструментария. Вибростолы, центрифуги и прочее. Единственное, где мы можем пересечься, - это индукционные нагреватели. Для производства гвоздей или болтов я бы хотел его приобрести. Иначе мы все греем газом. Долго. Главное, чтобы сети выдержали.
КовкаПРО: Вопрос про так называемую холодную ковку. Вы ее принимаете как кузнечное дело?
Василий: Это гибка. Ковка все же деформирует металл с определенной энергетической силой. Я не противник этого. Все может иметь место быть. Я противник безвкусицы. То, что делают из этих элементов, зачастую - верх безвкусицы.
КовкаПРО: То есть нужно художественное образование?
Василий: Мало родиться в Питере, чтобы быть интеллигентом. Как правило (я, может, кого обижу), безвкусицей страдают те, кто приезжает сюда деньги зарабатывать. Им все равно, какие узоры. Я питерских таких не нахожу, кто не поймет фальшь. Среда воспитывает.
КовкаПРО: Ваши мастер-классы, Гильдия кузнецов и фестивали - это что? Внутренний позыв передавать дело дальше? Сидел бы и ковал. К чему вся эта активность?
Василий: Есть очень глубокий смысл в них. Когда ты что-то даешь тому же ребенку, ты каждый раз подбираешь слова, как это сделать. И всегда по-разному. Сегодня одну подкову сковал, завтра совсем иначе. Это работа над самим собой. Самопроверка. Повторение. Там надо так сконценрироваться, чтобы не давать себе право на ошибку. Это тот самый воздух, которым мы дышим. Нам надо встречаться. Поэтому мы и делаем эти фестивали.
КовкаПРО: Вы так друг друга учите?
Василий: И учимся, и учим. Кузнецов, жадных в этом смысле, нет. Все рады делиться. Открыл для себя что-то и побежал рассказывать.
КовкаПРО: Эта Ваша активность меня удивляет. Обычно все кузнецы жалуются на нехватку времени на ремесло. А Вас на все хватает.
Василий: Я люблю это дело. Организовываю выставку и подтягиваю остальных для того, чтобы померяться искусством. Я созидательный человек. Конечно, меня подпитывает самолюбие. Но больше всего меня радует то, что я могу, наделив мастеров задачей, сделать что-то. Как "Дерево Мира" - вот оно стоит в Порту. Каждую ветку привезли из разных городов, не только из России. Сверху флюгер работающий. "12 стульев" в Петропавловке -Галкин придумал. Часы "Время мастера" - тоже там. Я придумал. Вот такими вещами мы и идем по этой творческой лестнице.
КовкаПРО: Плюс что-то оставляете после себя.
Василий: Конечно. А как? Вот есть группа нашей Гильдии Кузнецов, там 70 альбомов, связанных с мероприятиями. Мы все эти мероприятия провели. Я не затворник. Мне постоянно нужна движуха, ротация эмоций. Именно от них у меня возникают идеи, которые мне хочется воплотить. Вот очередная история: придумываю композицию в Лахту-Ольгино. У них герб с волнами и петровским камнем, который грозой разломился на 2 части, и чайка. И вот эту философию двух камней я хочу воплотить. Участвуем везде. Во всем, где только можно поучаствовать.
КовкаПРО: На самом деле, самое важное, что есть в жизни, - это способность созидать. Все остальное - вторично. Когда постоянно двигаешься.
Василий: Кузнецы реализуют себя в коттеджах, в реставрации. Моему организму этого мало. У меня другой масштаб. Я просто себя ощущаю немного в другом мире. С высоты амбиций менее амбициозные проекты получаются. Нелегко.
КовкаПРО: Кузнечное дело развивается?
Василий: Я, наверное, как больной, не вижу, что вокруг. Я играю в свою игру, а все остальные - подтягивайтесь. Раньше в каждом колхозе сидели ремесленники. Лемех, плуг, коса, скобы не подразумевали эстетику. Чистая функция. При барине, в 19 веке, когда уже возникла мода, барин задавал эту моду кузнецу как заказчик. Заказчики тратили деньги на образование, на моду, на дорогие вещи. И несли эту моду в массы.
КовкаПРО: А сейчас мода на ковку есть?
Василий: Есть. И появилась мода на небезвкусицу. Слава Богу!