Александр: давайте сразу на «ты»
КовкаПРО: не возражаем!
ПРО ОБУЧЕНИЕ
КовкаПРО: почему вообще кузнецом решил стать? Почему металл?
Александр: с детства очень нравилось монеты собирать. Они мне нравилились не из-за металла, или дороговизны, или редкости. Композицию нравилось рассматривать. В кружки чеканки ходил ...Хотелось стать гравером, ювелиром. Студентом какие-то деньги наскреб и поехал к однокласснику в Голландию за ювелирным инструментом :у нас тогда вообще ничего не было. Меня привели в ювелирную мастерскую ,я познакомился с ювелиром Кесом Мюлбером - это такой Карл Маркс, только в шортах. Отличный дядька! Посадил меня: вот тебе материал, - дал серебряных монет , а мне их так жалко было! Все равно я сделал там кольца. Потом поехал к очень известной художнице-ювелиру Анне Лиз-Понтяйн. Она мне горелку подарила - это вообще был писк просто. Я был счастлив.
КовкаПРО: а как в «Муху» попал?
Александр: да поступал раза четыре, наверное. Сам с Норильска, по совету друзей, родителей после армии приехалв Питер... В первые разы получил двойку по сочинению. Тему знал, «Войну и мир» читал… Но настряпал ошибок. Потом стали по композиции тройки получаться. У меня нет среднего специального образования. Я после «художки». Считай, с улицы. На пятый год вообще пошел на рабфак - мне языки нравились. В «Муху» - никак не получалось поступить. В итогеи в Университет не поступил. Ну и подумал, что как-то не могу больше ходить в этот морской порт - какая-то не моя жизнь. А тут как раз открыли приём на коммерческое обучение , а нам дали бешеную премию - как раз все пошло туда. И через год я уже сдал все экзамены и перевелся на бюджет, но опять на первый курс. Мне легко все давалось, плюс я параллельно работал. И круг общения вырос сильно.
КовкаПРО: кто твои учителя?
Александр: Я пришел в «Муху» после армии, в 94 году. Там была котельная раньше. Ее разобрали, все это вытаскивали. Неимоверными трудами Владимира Сохоневича и держится там до сих пор. Я-то туда пришел с намерением стать ювелиром. Через сколько-то лет масштаб поменялся. Заграница меня поменяла. Принцип обучения в «Мухе» тогда был такой: вот тебе ведерко, вот - корова. Иди - дои. Конечно, там были какие-то знания, курсы… Но не могу сказать, что было много полезной информации.
КовкаПРО: сообщество кузнечное существует?
Александр: да, конечно. Мы общаемся. Вот с Васей Кондуровым учились - он молодец, организатор прекрасный, все обустраивает.
КовкаПРО: коллеги про тебя говорят, что у тебя европейский подход к ковке. Что это значит?
Александр: я сам толком не знаю. Видимо, имеется в виду то, что я избегаю волют, червонок и всего такого. Это самый легкий путь. Я еще свои стараюсь придумывать. Это идет со времен обучения. В свое время, еще будучи студентом «Мухи», мы поехали в Данию -делали там скульптуру, как говорится , «за еду». А в это время в Шотландии, в Эдинбурге, проходил огромный фестиваль кузнечный - и мы рванули туда. Каждый день были какие-то события: презентации, доклады, лекции обо всем ,- и нам дали 20 минут рассказать про «Муху». И нами заинтересовались профессора из разных школ. В итоге к нам вдруг поступает письмо из Норвегии с предложением в рамках post-graduated продолжить учиться у них. На самом деле - делать проекты в одном районе, где традиционно, с 15 века, добывали железо. Им был выделен бюджет для декорированияздания администрации. Кузнецы там есть, но они не художники, а технари высокого уровня. То, что они сами предложили, - комиссии не понравилось и вот вызвали нас. В итоге мы там остались на 2 года. Оставаться не собирался : у меня была семья здесь да и целей таких не ставил. У меня был уже диплом и я тамделал проекты. Сначала лестницу хотел сделать - ее отменили. Потом стал обыгрывать вентиляционные шахты. Решил все 3 этажа сделать из металла ярусами: вода, огонь и люди работающие. Все это ближе к конструктивизму. Сделал макеты. Но не выиграл. Второй парень, Марк, сделал крыльцо с навесом - перекрыл одну стену панелью в стиле Бенеттона 60х-гг. - он тоже резал металл и раскрывал его как оригами. И мы вместе стали воплощать его проект. А местный архитектор дал нам еще одно задание: сделать ограждение для школы. И его мы тоже вместе воплотили.
ПРО ИНСТРУМЕНТЫ
КовкаПРО: Вот я вижу Merkle - не экономил на сварке?
Александр: Да, это было с заказа. Со всеми поговорил - все его советовали.Я не разочарован
КовкаПРО: Какой инструмент самый полезный?
Александр: Я один работаю, поэтому, наверное, молот.
КовкаПРО: А самый любимый?
Александр:Тиски мои кузнечные. Они были на пивном заводе, там раньше такая неудобная кузница была. Они были ухайдаканные. Я их восстанавливал, все губы наварил сам. Это очень много времени заняло. Это гордость моя.
А из Швеции я притащил вот такую штуку - гибочную. Она гнет под углом полосу или квадрат. А трещотка не дает назад уйти.
КовкаПРО: Гриндера нет?
Александр: У меня просто мотор. Мне пока достаточно. Конечно, я мечтаю о ленточной шлифовалке.
КовкаПРО: Это ленточная пила JET?
Александр: да, она у меня год, я доволен. Никакой пыли, рез чистый.
КовкаПРО: Это вальцы?
Александр: да, это старенькие вальцы. Я на них полосу катаю.
КовкаПРО: Токарные станки не используешь?
Александр: Есть у меня старенький, удобно, конечно, очень. Но я же не токарь. Могу просто снять там пару миллиметров с трубы.
Александр: Вот много всяких зубил, топориков для разгонки, для выколотки. А эти фигурные - какие-то местные,- сам не разобрался, для чего. Здесь кузня была раньше, я ее восстанавливал.
Александр: Это газовый горн, но он еще не доделан, я им не пользуюсь.
Я пользуюсь открытым горном. Сначала костер из дерева делается, потом засыпается кокс. Поддув регулируется такой системой - горным тормозом. Он стоит в «Икарусах», в дизельных «Камазах» и др. Эта заслонка стоит на выходе выхлопной системы, заглушает двигатель, не дает газам выйти, поэтому ее выкидывают, здесь гор нет.
КовкаПРО: Ой, какие необычные тисочки…
Александр: Это что-то старенькое, дореволюционное. А эти уже советские.
КовкаПРО: Мы в своей группе Вконтакте делали материал про человека, который как раз изобрел инструмент, совмещающий в себе стуловые тиски и наковальню полнофункциональную. То есть эти тиски точно наши, советские?
Александр: Да, точно. Они недостаточно прочные, чугунное литье. Вряд ли для ювелиров использовались. У нас очень много инструментов приехало из Англии, США в 30-е годы в качестве помощи Лендлиз. Вот, например, пресс. Для чего он - не понимаю. Я, как ворона, если это мне по карману - я мимо пройти не могу.
КовкаПРО: Они же еще очень эстетичные…
КовкаПРО: Чего не хватает для работы?
Александр: Я бы очень хотел гидравлический пресс. Мне надо, чтобы у него был хороший ход, чтобы можно было большую деталь засунуть.
ПРО ИСКУССТВО
Александр: Я мечтаю для себя купить или сделать скульптурный станок. Люблю скульптуру делать. Вот, например, я сделал для республики Коми, города Коркероса (в переводе «железная гора»). У них там по легенде появился некий колдун где-то в 16 веке, пришлый человек. Он умел колдовать, носил железную одежду, жил в железном доме. И он выковал цепь, закинул ее в местную речку Вычегда и все корабли тормозил. Кто не делился - убивал. В общем, держал в напряжении всю округу. И спас ихСвятой Стефан Пермский, который его знамением осенил и расправился с ним. Местная администрация решила эту легенду как-то воплотить. Был маленький тендер, я его выиграл. Но все было в такие сжатые сроки и в такие минимальные деньги. Я сделал такую трехметровую скульптуру. Тоже из уголка.
Ее установили вот в ноябре 2016. Сейчас там скандал разгорелся :как же так, разбойнику поставили памятник? При этом памятник Ленину на центральной площади никого не смущает…
КовкаПРО: Наверняка же знаешь такого Даши Намдакова? Его замечательный Чингиз Хан - тоже, по большому счету, разбойник…
Александр: У него там вообще шаманская история. Никто его ни в чем не обвиняет. А здесь и дальше пошли - уже обвинили и в угро-финском сепаратизме.
КовкаПРО: Памятник не снесут?
Александр: Нет, конечно. Все это начал поп, который до установления памятника установил там поклонный крест- его там оппозиция администрации поддерживает. Это уже политические игры. Слава Богу, меня особо не касается.
КовкаПРО: Как ты считаешь, городская среда влияет на заказчиков?
Александр: Конечно! Вот он хочет Петербургский стиль, как в том дворце. Все это разные стили и эпохи, но для них он один. И он хочет, как в том дворце. Я никогда не копирую, всегда через себя пропускаю, перерабатываю этот «петербургский стиль». Все элементы мною придуманы, индивидуальны. Вот, например, лестница. Вроде как все просто - балясины, все прямое. Общая композицияклассическая, но элементы совсем другие. Волютки есть, но они совсем другие и их немного. Я не против волют вообще, но против того, как их делают. Здесь я придумал, как замок открывать с той стороны, чтобы он мог, не открывая калитку, открывать ворота. И я придумал этот засов-задвижку.Это уже инженерная работа.
КовкаПРО: То есть «холодная ковка» для тебя ругательное слово?
Александр: пока да
КовкаПРО: Эта фактурадля чего сделана?
Александр: я делал заказ, хотел такие вставки в ворота сделать, но заказчик, к сожалению, не оценил
КовкаПРО: Я вот смотрю, у тебя штампы висят - это, получается, твой почерк?
Александр: я их придумываю для какого-то проекта, затем оставляю, могу еще раз где-то использовать. Вот, скажем, виноградинка у меня стала тычинкой цветка. Да, это мой почерк.
КовкаПРО: Эта работа удивительная по динамике:как будто смерч какой!
Александр: Да, мне даже говорили, что у кого-то туда голову уносит. На выставке в Германии она была, немец и купил. Все началось с этого хода - с колец. Можно поделить на множество плоскостей и дальше уже бесконечно.
КовкаПРО: А это что за скульптура?
Александр: это как раз в Дании я делал работу
КовкаПРО: Ювелирные браслеты кованые - тяжелые, наверное?
Александр: нет. Вот эту я делал как дипломную работу - здесь 4 кольца. А этот я подарил японцу. Это ржавые обмоточные проволоки по 5-6 мм, я их подобрал, проковал, где-то сунул под молот — получились, как иероглифы. Я потом на этом ходе сделал еще корзину для дров. Тоже простые проволоки, но из них может получиться такая вещь. А это вообще я арматуру взял, заторсировал - люди даже не узнают.
ПРО БИЗНЕС
КовкаПРО: Если говорить об оснащении мастерских в Норвегии и у нас?
Александр: Тогда, когда я там работал, это были небо и земля. Проблема в том, что у них вообще не было кузниц. Была одна ,законсервированная ,в морском порту. Там мы все и собирали. Купили себе велики и мотались в кузницу каждое утро, работали с 7 утра до 3 дня. Этот регламент надо было четко соблюдать. После этого опыта как-то отпало желание делать цацки для дамочек. Я расширил свой кругозор. Хотелось переходить на объемно-пространственные композиции.
КовкаПРО: В России есть возможности и заказчики для этого?
Александр: ну, конечно, деньги все зарабатывают другим. Хотя есть у меня хорошие знакомые художники - Сережа Карев, Дима Жуков - они такие продвинутые. Это их скульптуры стоят в Эрарте. Это был отличный старт для них. Дима - очень энергичный и плодовитый человек. Он везде циркулирует, участвует, ездит. Не сидит, не ждет, когда к нему придут и принесут. Постоянно у него выставки, проекты. Он этим живет. Делает громадные вещи. Я его уважаю за это.
КовкаПРО: У самого нет таких качеств?
Александр: Я не успеваю. Зарабатываю другим : у нас столько коттеджей строят, что работы для кузнецов очень много. Другое дело - надо налаживать связи с прорабами, архитекторами, дизайнерами…
КовкаПРО: Видишь, редко сочетается в одном лице и художник, и менеджер, и ремесленником, и бизнесмен. Всегда что-то одно будет страдать.
Александр: тебе надо выбирать - либо ты там, либо ты тут. Я занимаюсь всякими интерьерными делами - там очень много всего надо рассчитывать. Тут уже художник отметается, становишься ремесленником. Вот Дима Жуков - отличный бизнесмен. Вася Кондуров - тоже.
КовкаПРО: А нанять менеджера?
Александр: если бы он и заказы приносил, то да. Но таких поди найди. Я считаю, что если ты художник, то ты должен быть всем. Я сам делаю все проекты, сам делаю дизайн, сам общаюсь с заказчиком.
КовкаПРО: Как быть в том случае, если заказчик показывает явно не художественный вкус? Воспитываешь его?
Александр: Ну как его воспитаешь? Хочешь денег - иди работай. Поначалу я саркастически смеялся над друзьями, которые, будучи выпускниками «Мухи», имея огромный багаж своих находок и вкус, вдруг идут и покупают все готовое. Но в прошлом году со мной произошел такой случай, что 3-4 заказа было и все отвалились. И осталась одна тетенька, которая прислала мне из Интернета нечто из покупных элементов. Ну и пошел делать. Я, конечно, все разместил композиционно правильно. Ей понравилось.
КовкаПРО: Не было такого состояния, что это ниже моего достоинства?
Александр: Ну конечно, на себя наступаешь, потихоньку перебарываешь.
КовкаПРО: А воспитывать тетю было бессмысленно?
Александр: ну не хотят люди. Ну как его воспитывать? Люди не видят твоего труда. Но понимают, сколько они готовы заплатить. Идут в ИКЕЮ - смотрят там, потом приходят ко мне и говорят : хочу по цене, как там, но красивей.
КовкаПРО: Получается ситуация такая, что заказчики и рынок есть. Проблема в том, чтобы их найти и связать с кузнецами.
Александр: Да. Я не очень силен в интернете, не могу себя продвигать. Все приходят по сарафанному радио.
КовкаПРО: В советское время эту роль брали на себя Художественные фонды и салоны. Но надо было рисовать то, что тебе говорят.
Александр: Да, тогда художники были при деньгах. Сейчас заказчики - это жены богатых людей. Они интересуются выставками, ходят по сайтам. Одна такая нашла мой дровник - ей он понравился, приехала и купила. Теперь хочет, чтобы я ей бесплатно порисовал, а они будут выбирать. Я уже не хочу бесплатно рисовать, надоело. Они потом могут с моими рисунками пойти к ремесленникам. И все. Идея - ничто и ничего не стоит для них, к сожалению.
КовкаПРО: Когда случился тот момент, когда понял, что пора делать свое? Зарплата нужна…
Александр: Про зарплату я так не думал. Но просто так получилось :есть возможность - надо брать.Я тут полгода чинил двери, делал дымоход. Плюс появился человек с заказами. Были и тяжелые времена: я даже инструмент продавал, который насобирал.
КовкаПРО: кстати, можете через нас продавать, что не нужно. Только что купили у нас б/у наковальню советскую.
Александр: Да, хорошо! я подумаю, что можно продать.
КовкаПРО: А как вообще кузница началась? С Норвегии приехал и сразу стал делать свою кузницу?
Александр: Нет, я сначала нашел кузницу здесь, на Канонерском острове, у Тимофея Силича . Он мне дал фронт работ, и я неделю, другую, третью там чистил. Тимофея я очень уважаю - это большой художник. Он для меня очень большой человек, есть чему учиться. Я подумал, что ковать там почти не приходится, а зачем я в «Муху» ходил? Ну и пошел искать: перепробовал кучу профессий, так как я сам приезжий, с Норильска, нужна была общага. Затем пришли новые времена, 90-е годы. В автобазе, где я тогда работал, начальник открыл кузницу, назначил мне зарплату. Но там нельзя было делать никаких частных заказов - только если для директора. И мне там уже нечего было делать, а деньги получал. И вроде я как обузой стал. И тут вдруг какой-то человек появляется и говорит, что на фабрике кузницу в металлолом сдают - там много кузнечного инструмента. Я пришел сюда, встретился с директором - вроде как арендовать хочу. Здесь помойка была, без дверей. Я всех знакомых подключил, стал скупать все инструменты. Вот эти тиски кузнечные - мою гордость - я тогда и приобрел.
КовкаПРО: То есть вот эти все наковальни и тиски - с тех времен?
Александр: да, я еще в порту все скупил по цене металлолома. Они все механические мастерские убрали. А жаль: там такие были высококвалифицированные люди!
КовкаПРО: Откуда здесь женщины появились?
Александр: здесь раньше был склад "Зарины" , и они стали съезжать и выбрасывать все - мы успели набрать их сколько-то. Супруга Андрюхина - ткачиха - очень заинтересовалась, мы успели что-то для нее вытащить. Некондиция осталась у меня.
КовкаПРО: а ты вообще один в кузнице?
Александр: пока да. Был опыт - здесь снимал угол человек из «Мухи». 8 лет проработал - теперь пропал.
КовкаПРО: Не было мысли развиться в кузницу с нанятыми людьми?
Александр: Я бизнес-планы не строю. Мне интересней быть художником. А художник по натуре одиночка. Мне нужна свою берлога, чтобы я был один, сам мог решать, чем заниматься. Свобода нужна и важна для любого художника.
Страница автора: https://www.facebook.com/aleksandr.sushnikov
в материале использованы фото от КовкаПРО и из архива Александра Сушникова